Человек, который пошёл против системы

20 января 2021 г.

Годами водители в Саут-Бенде, штат Индиана, использовали простое правило: если ехать с определённой скоростью — можно проехать через центр, ни разу не постояв на красном. Когда Пит Буттиджич стал мэром города в 2012 году, он изменил этот подход. Односторонние улицы в центре стали двусторонними с велодорожками и широкими тротуарами. Мэр надеялся, что если по центру можно будет безопасно ходить пешком, больше людей будут проводит там время и тратить деньги.


План назвали «умные улицы». Его оппонентам идеи поначалу не зашли. Один из таких водителей, кто был против, Грег Мац, утверждает, что «показалось, что стало не так удобно. Замедление трафика мне казалось плохой идеей».

Но Буттиджич продолжил, как ни в чём не бывало. Он заручился поддержкой городского совета для финансирования проекта. Затем, на выборах в 2015 году, он избрался на второй срок. Вскоре после этого улицы Саут-Бенда перекопали — и в 2017-м они открылись после реконструкции. Спустя три года всё тот же Мац полностью изменил своё мнение и даже поучаствовал в президентской кампании Буттиджича как волонтёр. Теперь он думает совсем иначе: «Раньше центр города по вечерам вымирал, туда никому не хотелось идти. Результат говорит за себя: в центре не просто стало больше бизнеса — он буквально ожил».

Совсем скоро Сенат должен утвердить Буттиджича в должности министра транспорта США. Он сможет использовать свой опыт в борьбе с типичным для США автомобилецентричным дизайном улиц, против которого борются многие — ради снижения смертности пешеходов и отказа от строительства магистралей в жилых районах. То, как Буттиджич ранее заручался поддержкой проводимых изменений, окажет влияние на его подход к делу: «Я вижу ценность работы на местном уровне. Мне кажется, что успешное министерство должно поддерживать местных деятелей в реализации решений, которые сработают в их сообществах», — считает Буттиджич.

Движение за так называемые «улицы для всех» стремится к равной реализации нужд пешеходов, велосипедистов и водителей. Но где бы ни пытались реализовать такие идеи, всегда находятся водители, которые считают, что в любом случае станет хуже. Неудивительно, учитывая, что уже не одно поколение водителей привыкли, что город их обслуживает, а по городам стало тяжело перемещаться без машины.

«Подход к перемещениям по городу ничем не отличался от междугородних перевозок — цель была перевезти как можно большее число машин», считает Коринна Киснер, директор Национальной ассоциации транспортных чиновников (NACTO, их книгу «Проектирование городских улиц» в нашем переводе можно купить тут). Улицы для всех — это «смена образа мышления, которое становится более адаптивным и менее шаблонным».

Многие транспортники в восторге от того, что министерство возглавит человек с таким бэкграундом, как Буттиджич. Во время президентства Трампа оно только и занималось, что развитием дорожной сети в сельской местности. В Буттиджиче они видят лидера, которые будет больше работать с городами. Они надеются на то, что политика изменится, и больше средств будет выделяться на безопасность улиц и их привлекательность для людей, которые не ездят на машине.

Прилагая усилия, чтобы добиться поддержки в Саут-Бенде, Буттиджич обращался к истории и отмечал, что улицы для автомобилей — это лишь недолгий эксперимент за очень долгое время, что люди живут в городах. Он отмечал, что некоторые американские города уже начали применять такие проекты — впрочем, сопротивление ему было яростным. По словам Буттиджича, «некоторые заявляли, что городу придёт конец».

По проекту преобразились Мэйн-стрит и Мичиган-стрит: они стали двусторонними, количество полос для движения уменьшилось с четырёх до трёх. Появились велодорожки, возле перекрёстков расширили тротуары, чтобы путь пешеходов через проезжую часть был короче, а на самих перекрёстках сделали круговое движение. Буттиджич считает эту программу одной из самых успешных на посту мэра: «Люди изменили отношение к центру города — мы на это и надеялись».

На посту мэра Буттиджича сменил его одноклассник, бывший глава администрации Джеймс Мюллер. Он продолжил политику «умных улиц» — на днях Городской совет поддержал отмену правила, обязывавшего застройщиков создавать определённое количество внеуличных парковочных мест при строительстве.

В декабре впервые за десятки лет в центре города открылось новое офисное здание — до этого старые здания только обновлялись или превращались в жилые. По словам агента по недвижимости Эда Бредли, преобразование улиц произошло в тот момент, когда у людей снова появилась заинтересованность в городских центрах. Он считает, что вдохнуть жизнь в центр Саут-Бенда получилось именно благодаря идее Буттиджича. «Произошло бы это без «умных улиц»? Возможно. Стали ли девелоперы чувствовать себя увереннее насчёт инвестиций из-за «умных улиц»? Конечно».

Серьёзной преградой для дальнейших изменений стала пандемия коронавируса. В Саут-Бенде, как и в других городах, люди предпочитают не ходить в рестораны, а многие сотрудники, которые раньше ходили в офисы, работают удалённо. Впрочем, города вроде Саут-Бенда, где начали реализовывать концепцию «улиц для всех», продолжили экспериментировать: вместо парковок рестораны теперь ставят свои столики, многие улицы закрыты для автомобилей, чтобы люди могли соблюдать дистанцию на свежем воздухе и при этом не толпиться в парках.

Буттиджич уже объявил, что одним из основных принципов его подхода на посту министра транспорта будет справедливость при реализации проектов. В том числе он рассмотрит возможность демонтажа магистралей — результата ошибочной транспортной политики прошлых лет, и будет поддерживать те города, которые сделают приоритетными безопасность и удобство всех участников дорожного движения. Это даёт надежду и другим странам, которые оглядываются в своей дорожной политике на американские практики: когда там произойдут изменения в пользу людей, а не машин — они могут начаться и в других местах.

Источник

Сбор регулярных пожертвований в Липецк
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему