Первые маршруты общественного транспорта появились в Саранске в советские времена (некоторые из них существуют до сих пор). Постепенно город «обрастал» новыми маршрутами, и сейчас транспортная сеть хоть и развита, но совершенно не эффективна.
Да, она покрывает все части Саранска, автобусы и троллейбусы по ней ходят удобные и современные, но интервалы движения не соблюдаются, маршруты часто друг друга дублируют и обслуживаются в основном бестолковыми маршрутками, настоящим злом для городов.
Маршрутки существуют в основном ради прибыли, поэтому они передвигаются только по основным транспортным коридорам и перехватывают пассажиров у муниципального транспорта, суть которого — общественная польза, а не доход.
Властям Саранска следует перевести городской транспорт на брутто-контракты, по которым перевозчику выплачивают деньги за километры пробега, а не за число перевезенных пассажиров. Маршрутки же лучше всего убрать с центральных маршрутов и отправить на подвозные.
Вот, например, Химмаш на востоке города. Его соединяют сразу 12 маршрутов: троллейбусы 5, 10, 15; автобусы 20, 27, 1, 17, маршрутки 16, 32, 37, 40, 44. Все они частично или даже полностью дублируют друг друга.
«Десятка» напрямую связывает Химмаш со Светотехстроем, а 44-й — единственный маршрут, который начинается с Цыганского. Их точно следует оставить или немного изменить. Например, 44 автобус мог бы связывать Озерный и Цыганский (тот самый подвозной маршрут).
Мы уверены, что для покрытия всего Химмаша достаточно всего трёх маршрутов с бесплатными пересадками. Такая оптимизация сократит ожидание транспорта в 2–3 раза.
Для развития общественного транспорта очень важна инфраструктура. Но сейчас в Саранске есть, например, всего одна выделенная полоса. При этом автобусами и троллейбусами пользуются 70% жителей города, и они вынуждены стоять в пробках вместе с автомобилями. Из-за этого ехать по одному и тому же маршруту можно иногда 20 минут, а иногда и целый час.
С выделенными полосами жителям города будет удобно по нему перемещаться, а у владельцев автомобилей появится стимул пользоваться общественным транспортом. Меньше машин, меньше пробок, меньше выхлопных газов, меньше расходов на обслуживание дорог. А подвозным транспортом могут служить и велосипеды — экологичные, быстрые, полезные для здоровья и не требующие серьезных вложений.
Присоединяйтесь к нашей Федеральной сети — вместе мы сможем предложить больше для развития общественного транспорта в российских городах.